Состав симфонического оркестра
Еще в эпоху классиков из Вены утвердился состав оркестра для классических произведений. Это произошло в период XVIII-XIX вв. Эпоха известна великими творениями композиторов Бетховена, Моцарта, Гайдна и других. Композиции авторов впервые создали необыкновенный тип инструментальных произведений, наполненных богатством звучания, невероятным содержанием и объемом – так появилась симфония.
Симфонический оркестр Большого театра
Оркестр подразумевает собранную группу инструменталистов-музыкантов, отличающуюся большим составом. Любители музыки часто не знают, какое количество участников входит в состав такой труппы. В среднем симфонический оркестр насчитывает до 100-110 участников, а малая форма включает 50 человек.
С XVI века сформировался традиционный состав симфонического оркестра: классическим примером является состав для партитуры Бетховена. Если рассматривать сегодняшние стандарты, то такой оркестр относят к малому. Для девятой симфонии Бетховен ввел дополнительные инструменты – состав оркестра расширился. В этом случае появилась малая флейта, тромбоны, треугольник, тарелки и другие инструменты. В дальнейшем композиторы включали в состав еще большее количество музыкальных инструментов – зависит от конкретного произведения.
В состав оркестра в филармониях входят 4 группы участников по видам музыкальных инструментов:
- Медные духовые: входят туба, тромбон, валторна и др.
- Деревянные духовые: разновидности саксофона, флейта, кларнет и народные виды инструментов;
- Ударные: колокольчики, барабаны, тарелки, шумовые инструменты и т.д.
- Струнные смычковые: контрабас, альт, виолончель и скрипка.
Не путайте духовой оркестр: в этом варианте не используют струнные инструменты. Если произведение требует дополнительных инструментов, то в оркестр добавляют арфу, орган, клавесин и т.д.
Рассадка музыкантов симфонического оркестра
Дирижер управляет рассадкой участников симфонического оркестра. Он определяет и трактовку произведения, которую услышит зритель. Для управления партиями дирижер использует партитуру, где прописаны нотные записи для участников. Партии прописываются одна под другой – запись начинается с самого высокого инструмента и движется к низкому.
Принцип расположения инструменталистов – достижение слитного звучания составляющих оркестра. Существует несколько видов рассадок для оркестра, используемые в разных странах. В 50-70-е года популярность приобрела американская рассадка, в которой слева от дирижера размещают 1-ые и 2-ые скрипки, вправо – более низкие инструменты (альты и виолончели), вглубь ставят духовые, а ударные размещают в левой стороне.
Немецкая рассадка отличается расположением: виолончели и вторые скрипки меняют местами, а контрабасы размещают в левой стороне. Медный духовой сектор остается в глубине, но с правой стороны, а валторны можно увидеть слева. Ударные помещают